Skip to content
 

Интервью с ветеранами культуры: полвека назад

Наш гость – Матрёна Петровна Леш, имя которой известно многим калужанам.

Последние 36 лет Матрёна Петровна возглавляла Совет ветеранов Московского округа города. Однако мало кто знает, что до этого почти полвека она была работником культуры. Этот год для Матрёны Петровны – юбилейный вдвойне. 16 апреля ей исполнится 95 лет и ровно 50 лет назад она поставила масштабную оперетту «Свадьба в Малиновке».

– Матрёна Петровна, с чего началась ваша деятельность в культуре?

– Началась ещё на войне. Я была медсестрой. В 43-м меня зачислили в ансамбль художественной самодеятельности. Музыкальным руководителем в нём был Фёдор Леш, который позже стал моим мужем. Мы пели, танцевали, исполняли драматические и поэтические номера. Я писала стихи к нашим концертам. Выступали во время затишья на передовой. В мае 45-го дали концерт в поверженном Берлине. Совет идти после войны на культпросветработу нам дал сам Георгий Константинович Жуков ещё в 44-м. В 1951 году ВЦСПС направил нас с мужем в Калугу. Позже меня назначили художественным руководителем клуба Машзавода.

– В чём состояла ваша работа?

– Страна восстанавливалась. Люди тяжело работали, все были полуголодные, полураздетые. Наверно, поэтому тянулись к культуре. Наша задача состояла в том, чтобы обеспечить людям достойный отдых. В клубе были хоры, танцевальные кружки. Была агитбригада. Мы выступали в заводских цехах, на городских праздниках, выезжали в подшефные колхозы. Руководители кружков работали три часа в день, а я как художественный руководитель работала по 12 часов.

– Почему вы решили поставить музыкальную комедию «Свадьбу в Малиновке»?

– В 1967 году страна отмечала 50-летие Советской власти. В том же году вышел фильм по этой оперетте. И я решила поставить её на сцене клуба. У нас был театральный кружок, им руководила я. В нашей постановке были задействованы все наши взрослые коллективы и работники клуба. Я играла Яринку. Наш балетмейстер ставил массовые пляски. Но без хора и солистов драма скучна. Поэтому было много хоровых вставок. Солисты наши были лучшие в городе. Мы показали оперетту на стадионе в полном объёме, со всей массовкой. На сцене клуба ей было тесно. Потом два с половиной года ездили с ней по области, показывали эпизоды. Позже из клуба меня забрали в Облсофпроф – назначили директором Дома художественной самодеятельности при культотделе. Восемь лет я ездила по области.

– Наводили ужас проверками?

– Нет, конечно. Мы инспектировали учреждения культуры в районах, помогали. Проводили семинары для работников культуры, организовывали обмен опытом.

– Что бы вы пожелали сегодняшним работникам культуры накануне их профессионального праздника?

– Быть такими в работе и в жизни, чтобы все остальные брали с вас пример.