Skip to content
 

Интервью с ветеранами культуры

Чуть больше месяца осталось до Дня работника культуры. В преддверии нашего профессионального праздника мы решили напомнить о тех, кто возрождал культурную жизнь в послевоенной Калуге, и через их воспоминания окунуться в то далёкое время, когда работникам культурного фронта было одновременно и проще, и сложнее, чем нам.

Сегодня наш собеседник – Зинаида Николаевна Яхно. Родилась в 1927 году, во время Великой Отечественной войны служила в Женском отдельном полку связи (в сокращении мило именовался ЖОПС). После войны исколесили с мужем в артистической повозке всю Белоруссию. В 52-м приехали в Калугу. С 1953-го по 1958-й работала администратором Городского парка культуры и отдыха.

– Зинаида Николаевна, чем был парк для калужан в начале пятидесятых?

– Главным местом отдыха в городе. В нём было много чего. Была читальня. Был крытый клуб, где проходили концерты, приезжали популярные артисты. Здесь танцевала Лепешинская, выступала молодая Пьеха. Несколько раз приезжали с концертами Миронова и Менакер, приезжали концертные бригады, вёл их концерты совсем тогда молодой Петросян. Здание стояло недалеко от ресторана «Голубой Дунай», теперешней «Кукушки», поближе к главному входу.

– Что ещё проходило в этом клубе?

– Творческие встречи, лекции. Не обходилось без неприятностей. Помню, директор городского концертного бюро Коняшин и директор парка Свешников, посетив в очередной раз «Голубой Дунай», оставили там без присмотра бригаду московских артистов и ушли домой. А у этой бригады вечером – концерт разговорного жанра. Ну, вы понимаете… Что делать? Я сняла концерт, вернула людям деньги. Потом мне же за это и выговор объявили.

Что тогда располагалось в Троицком соборе?

– Склад, который позже переоборудовали в спортзал.

– Танцплощадка и открытая эстрада надолго пережили клуб. Танцы были востребованнее лекций?

– Конечно. Вход в парк был платный – 1 рубль. Если человек шёл на танцплощадку – вход стоил 2 рубля. Танцы летом были в парке каждый день. На них играл похоронный духовой оркестр. Наверно, музыканты таким образом компенсировали кладбищенские впечатления. На первой эстраде, что ближе к входу, по выходным играл военный духовой оркестр под управлением Капустина. Он же, кстати, руководил духовым оркестром клуба Машзавода (ныне – Городской досуговый центр).

– Политическая пропаганда и агитация в то время имели главное значение во всех сферах жизни. Культура не была исключением?

– Были лекции, были государственные праздники. Ко всему этому относились очень серьёзно. Взвешивали каждое слово, чтоб не было никакой двусмысленности. Городской парк оформлял Новогоднюю ёлку на площади Ленина и готовил праздничные концерты ко всем датам. К таким мероприятиям привлекались городские предприятия. Например, сегодня один завод делает концертную программу, другой завтра проводит спортсоревнования.

– Расскажите о своей работе в Областной филармонии.

– Мой роман с филармонией длился с 1974 года по 76-й – я работала администратором Концертного зала. Вот там действительно без сна и отдыха. Приезжающих артистов надо было встречать, провожать, договариваться с гостиницей, ресторанами, таксистами, журналистами. Артисты жили в гостинице «Калуга», там же в ресторане и питались. Когда приехала Клавдия Шульженко, в ресторане «Калуги» ей испекли огромный торт – в благодарность за её талант. Кстати, мой муж Владимир Федотович во время войны ездил с Шульженко в качестве аккомпаниатора по фронтам. До войны он был артистом Ленгосэстрады, иллюзионистом высшего класса.

Кто из артистов произвёл на вас наибольшее впечатление за те два года?

– Лещенко и Толкунова. Удивительно открытые, простые. Толкунова вообще потрясающая.

Сколько в середине 70-х стоил билет в Концертный зал?

– Не знаю. Знаю только, сколько стоили билеты, которые я выдавала тем, с кем приходилось договариваться – рекламщики, таксисты, рестораны, гостиницы. Для них билеты стоили 2 рубля. В кассе дороже и купить трудно – развлечений в городе было немного. Шестой ряд всегда был свободен – его оставляли обкомовским и горкомовским работникам.

Скажите, у вас много времени уходило на отчётность?

– У нас была одна отчётность – сколько билетов продали, сколько денег сдали. И всё.

– Зинаида Николаевна, у вас речь образованного современного человека. Вы до сих пор много читаете?

– Нет. Просто когда так долго живёшь, невольно становишься образованным.

– Что бы вы пожелали нынешним работникам культуры?

– Добра и здоровья. Хорошего отношения к людям.

3 февраля Зинаиде Николаевне Яхно исполнилось 90 лет. Мы поздравляем коллегу с юбилеем и профессиональным праздником и желаем здоровья.